В нашу редакцию с просьбой о помощи обратились жители дома Комсомольская, 8 поселка Октябрьский (Люберецкий район). Это здание 1960 года постройки. Жители жалуются, что окна и двери в местах общего пользования уже давно требуют замены. Сломанная батарея в подъезде снята еще в 2000-м году, наверное, так было проще, нежели произвести замену. Прошло 17 лет, батарея так и не появилась. Дверные доводчики сделаны так, что двери буквально грохают, из-за чего трясутся окна. И при этом средняя платежка за услуги составляет 4 тысячи рублей. Это без учета электричества и газа. Но особенно жителей волнует проблема платы за отопление и высокий тариф за наем жилья. Мы ознакомились с проблемами и действительно здесь больше вопросов, чем ответов. По словам одной из жительниц, Любови Каримовой, она обратилась с просьбой разобраться с правильностью начисления платы по отоплению в Госжилинспекцию, администрацию поселка Октябрьский и на портал «Добродел». «Наш дом не оборудован общедомовым прибором учета тепла», — рассказывает она. — «За все время обслуживания нашего дома управляющая компания ни разу не произвела корректировку платы по отоплению. Лично у меня за три года сумма составила примерно 21 тысячу рублей. Такое ощущение, что наши дома — это кормушка для управляющей компании. Мы попросили ГЖИ вмешаться в ситуацию и понудить нашу управляющую компанию МУП „ОЖУ“ произвести корректировку платы по отоплению с 2014 по 2016 годы включительно в квитанции на оплату ЖКУ за февраль 2017 год. Но уже скоро апрель, а перерасчет все еще не сделан». Еще во второй половине марта Госжилинспекция дала жителям ответ, в котором сказано, что был направлен запрос в МУП «ОЖУ» о предоставлении необходимых документов для проведения проверки. В свою очередь, в ответ на запрос жителей, администрация поселка Октябрьский сослалась на часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса, где сказано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. А при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Так как в доме нет общедомового прибора учета, то управляющая компания производит начисления за потребление тепловой энергии по ставке 1/12 (то есть, равными долями в течении всего года). Нормативы определены Советом депутатов поселка. Здесь у редакции возникает два вопроса. Во-первых, оборудовать квартиры приборами учета могут ресурсоснабжающие организации, а администрация района и Совет депутатов, как представители интересов жителей, способны ее к этому подтолкнуть. Во-вторых, если представители местной власти реагируют таким образом, то есть просто ссылаются на нормативы и, по сути, ничем помочь не могут, то в чем их забота о жителях? Речь ведь не идет о том, чтобы дать просто разъяснение, а о том, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Что до реакции жителей на такой ответ, то они утверждают, что сам МУП применяет к дому один тариф, который выше, а сам работает с отопительной организацией по тарифу ниже. Если они правы, то получается, что здесь МУП просто наживается на жителях на ровном месте. Кроме того, данный вопрос регулируется 354-м постановлением правительства РФ. Этот документ содержит формулу расчета платы за отопления, в котором есть понижающий коэффициент. «Обратим внимание, что в 354-м постановлении в формуле появился понижающий коэффициент», — говорит Елена, единомышленница Любови. — «Берем количество неполных месяцев за отопление, делим его на количество месяцев в году. Но к нашему дому этот коэффициент почему-то не применяется. Администрация в своем ответе понижающий коэффициент берет за единицу! Почему? У нас 12 месяцев в году горячие батареи? ГВС приготовляется в каждой квартире самостоятельно газовыми колонками! С этой точки зрения мы видим здесь очевидное нарушение». Но проблемы с платой за отопление — это полбеды. Есть еще одна проблема — это высокая плата за наем социального жилья. По ее поводу жители также писали и в Госжилинспекицю, а также и в администрацию Люберецкого района и поселка Октябрьский. «3 сентября 2015 года администрация города Люберцы постановила и ввела в действие с 2016 года плату за пользование жилым помещением в размере 8,30 руб. за один квадратный метр общей площади в месяц», — продолжает Любовь Александровна. — «Но в то же время мы, жители поселка Октябрьский, с мая 2015 года платим за наем жилья 11,24 рублей. Для нас это существенная разница. Мы здесь в поселке живем богаче, чем районный центр? Мы получаем больше блага за эти деньги, чем жители Люберец?» Кроме того, стоит добавить, что всего за три года этот размер вырос почти на 10 рублей. До мая 2014 года он составлял 1,32 рубля, затем резко вырос до 7,30 рублей, а ровно через год сумма подскочила до 11,24 руб. «Мы консультировались с юристами и нам объяснили, что, согласно Жилищному кодексу, повышать плату за наем жилья нельзя чаще трех лет» — поясняет жительница. — «Если это так, то это грубое попрание наших прав». Действительно, Статья 156.1. Жилищного кодекса гласит в пунктах 4 и 5: — 4. Размер платы за наем жилого помещения может изменяться не чаще чем один раз в три года, за исключением ежегодной индексации размера указанной платы в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. — 5. Порядок установления, изменения, ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования устанавливается Правительством Российской Федерации. Этот казус пока ни Госжилинспекция, ни администрация Люберецкого района никак жителям не объяснили. Последняя лишь предоставила копии решений об утверждении размера платы за наем. По словам юристов, в жилищной сфере, в таких случаях у жителей прямая дорога в прокуратуру, которая обжалует действия властей, нарушающие федеральные законы. И будет требовать отмены последнего повышения. Люди, конечно, недовольны таким подходом. Во-первых, непонятно, откуда был резкий скачок платы за два года почти на 1000%. По их словам, он не согласуется с инфляцией, которая стране на уровне 13–14% в год. В свою очередь добавим, что рост платы за соцнайм привязан не к инфляции, а к индексу потребительский цен. Однако, за последние два года он был на уровне инфляции и тоже ни о каких +1000% за два года речи идти не может. В общем, никто из чиновников не смог дать экономическое обоснование повышения, объяснить, почему тариф настолько разный в районной центре и поселке и, тем более, объяснить, как добиться снижения или послабления отдельным гражданам с небольшими доходами. Тем не менее, пусть данные обращения и данная публикация будет тревожным звонком с низов. Дело до суда пока не дошло. Жители надеются, что можно будет уменьшить плату за наем без судебных разбирательств. Евгений Сеньшин