Герой Ильфа и Петрова, обаятельный мошенник Остап Бендер утверждал, что знает четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения. Впрочем, со времен приключений этого легендарного персонажа прошел уже почти век, и в течение сего времени пытливый ум некоторых наших сограждан весьма значительно пополнил копилку этих самых сравнительно честных способов. Сегодня мы поведаем вам об одном из них, с которым столкнулись жители района Лефортово. Александр Зайцев, проживающий в доме № 10 к 2 по улице Солдатской, рассказал интереснейшую историю. Так, примерно в конце прошлого года, на информационных стендах домов района появились объявления, из которых следует, что ГБУ «Жилищник района Лефортово» силами сотрудников проводит проверку технического состояния счетчиков. Авторы объявления сообщают, что у компании «МИК СТРОЙ ГРУПП» заключен договор с ГБУ «Жилищник района Лефортово», и на этом основании требуют впустить сотрудников означенной компании в квартиры, а также обеспечить им возможность снятия показаний ИПУ (индивидуальных приборов учета) воды и проверки технического состояния оных. А дальше грозят казнями египетскими: мол, если кто дважды не впустит проверяющих, то ГБУ «Жилищник района Лефортово» имеет право не учитывать показания счетчиков при расчете платы за коммунальные услуги. И до составления акта проверки (то есть, пока житель не впустит к себе домой ревизоров) стоимость услуг будет рассчитываться с повышающими коэффициентами. Меж тем, как рассказал Александр Зайцев, из разговоров с соседями и жителями других домов ему стало известно, что представители «МИК СТРОЙ ГРУПП» ходили по квартирам, проверяли водосчетчики, и практически во всех случаях выявляли якобы имеющиеся нарушения опломбировки, после чего тут же предлагали устранить нарушения. Разумеется, не бесплатно. «Я просто проигнорировал эту информацию, так как у меня сразу возникли сомнения в законности подобных действий», — рассказывает Александр Сергеевич. — «А 31 января нынешнего года сотрудник компании „МИК СТРОЙ ГРУПП“ пришел в мою квартиру. Дома была мама, она впустила его. Проверяющий составил акт снятия показания счетчиков воды и уведомление о том, что в ходе проверки выявлены некоторые нарушения, однако именно моей маме он не предлагал устранить эти нарушения на месте и никаких денег у нее не требовал». Уведомление, надо признать, очень странное. В нем отмечено отсутствие опломбировки фильтров грубой очистки перед счетчиком горячей и холодной воды, также зафиксирована неисправность обратных клапанов ИПУ холодного и горячего водоснабжения. Странности здесь две: , подобный документ обязан называться актом, а никак не уведомлением, , заверен он подписью мастера «МИК СТРОЙ ГРУПП», но печать на нем стоит ГБУ «Жилищник района Лефортово». Александр Зайцев сказал, что оставил без внимания сию сомнительную бумагу. А 15 марта, когда он попытался передать показания ИПУ на официальном сайте мэра Москвы, система ответила ему, что счетчики неактивны. И порекомендовала гражданину обратиться за разъяснениями в центр госуслуг. «В центре госуслуг меня перенаправили в „Жилищник района Лефортово“», — продолжает Александр Сергеевич. — «16 марта я обратился в управляющую компанию с заявлением, в котором просил указать причину блокировки возможности передавать показания счетчиков и, соответственно, устранить эту причину. 26 марта я получил ответ, что прием показаний счетчиков приостановлен в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями. И что после устранения нарушений мне необходимо вновь обратиться в „Жилищник“ с подтверждающими документами. Я счел подобные действия незаконными и обратился к муниципальному депутату Александре Андреевой. Она помогла мне составить жалобу в прокуратуру, и эта жалоба была принята у меня 16 апреля». Лефортовская межрайонная прокуратура переадресовала жалобу Александра Зайцева в Мосжилинспекцию. Ответ МЖИ от 26 июня 2018 года. Вначале в нем приводятся различные правовые нормы, касающиеся опломбировки водосчетчиков, затем констатируется факт заключения договора между ГБУ «Жилищник района Лефортово» и компанией «МИК СТРОЙ ГРУПП». А в конце документа собственнику сообщается сакральное знание: если он не согласен с действиями «МИК СТРОЙ ГРУПП», то имеет право обратиться в суд. Корреспондент портала обратился за комментариями к депутату Совета депутатов Лефортово Александре Андреевой. Она рассказала, что, по ее сведениям, представители «МИК СТРОЙ ГРУПП» промышляют в районе уже давно, но широкомасштабная атака на жителей Лефортово началась примерно в августе текущего года. Именно в это время граждане начали обращаться к ней в массовом порядке. Суть происходящего такова: вначале на информационных стендах домов вывешивались грозные объявления о предстоящей проверке счетчиков воды. Затем представители «МИК СТРОЙ ГРУПП» начинали поквартирный обход. В тех квартирах, куда их пускали, они неизменно выявляли нарушения опломбировки счетчиков и в большинстве случаев предлагали устранить эти нарушения на месте, но говорили при этом, что жильцы могут обратиться и в другую профильную компанию. А если нарушения не будут устранены, то жильцам отключат возможность передавать показания ИПУ. Прямо как в фильме «Бриллиантовая рука»: а если не будут брать — отключим газ! Стоимость набора услуг у проверяющих «МИК СТРОЙ ГРУПП», по данным Александры Андреевой, варьировалась от 500 до 8500 рублей, и этот набор, предположительно, зависел от того, как визитеры оценивали платежеспособность клиента. Александра Сергеевна рассказала, что сотрудники «МИК СТРОЙ ГРУПП» проникли в сотни квартир, и примерно 80 процентов людей согласились заплатить проверяющим на месте. Относительно небольшое число граждан обратились в другие компании, а тем, кто проигнорировал предложения «великих комбинаторов», ГБУ «Жилищник района Лефортово» заблокировал возможность передавать показания водосчетчиков. Расчет платы за потребленные ресурсы для них стал вестись по показаниям общедомового прибора учета, и суммы в платежках выросли весьма значительно… Вопрос в этой ситуации только один: законны ли подобные действия? Депутат Александра Андреева считает, что незаконны — от начала и до конца. Теперь — немного матчасти. Люди часто путают поверку и проверку счетчиков. Разница в следующем: поверка подтверждает (либо не подтверждает) корректность учета прибором потребленных ресурсов. Проще говоря, определяет, насколько точно он считает. Проверка же касается физического состояния прибора: констатируется наличие/отсутствие механических повреждений, всевозможных магнитов, устанавливаемых ушлыми потребителями для занижения показаний, наличие и целостность пломб. И в нашем случае речь идет именно о проверке ИПУ. «Получив огромное количество жалоб от жителей района, мы с коллегой, депутатом Павлом Тарасовым, первым делом изучили нормативную базу», — говорит Александра Сергеевна. — «Ключевых момента здесь три. Первый: кто имеет право проводить проверку счетчиков, второй — как она должна проводиться, и третий — а что, собственно, может считаться нарушением». Итак, первый момент — кто. Согласно подпункту «е» пункта 32 Постановления Правительства РФ № 354 от «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель услуг (в нашем случае это управляющая компания ГБУ «Жилищник района Лефортово») имеет право привлечь по договору стороннего исполнителя лишь в трех случаях: для снятия показаний приборов учета, для доставки платежных документов потребителям и для работы по начислению платы за коммунальные услуги. Как видим, проверки счетчиков в этом перечне нет. «Из норм постановления правительства № 354 следует, что в нашем случае проводить проверку счетчиков может только управляющая компания», — объясняет Александра Андреева. — «Она не имеет права никому делегировать эти полномочия. Поэтому деятельность сотрудников „МИК СТРОЙ ГРУПП“ по проверке счетчиков уже сама по себе незаконна». Второй момент — как должна проходить проверка. Александра Сергеевна рассказала, что, согласно тому же постановлению № 354, проводить ее управляющая компания имеет право не чаще, чем раз в три месяца. За две недели до предполагаемой проверки жильцу должно быть отправлено заказным письмом (либо вручено лично) уведомление, содержащее дату и время визита сотрудников УК. Подчеркиваем: сотрудников УК, а не сторонней организации! Допустим, дата и время человека не устраивают — тогда он вправе согласовать альтернативные варианты. Если гражданин не реагирует на уведомление ни письменно, ни устно, то по умолчанию считается, что он согласен на предложенные условия. «И только когда житель, будучи уведомленным в соответствии с указанными требованиями, трижды не впустил к себе проверяющих в согласованное время, управляющая компания вправе отключить ему возможность передавать показания счетчиков», — продолжает Александра Андреева. — «Таким образом, и в этой части нормы постановления правительства № 354 были нарушены сотрудниками „МИК СТРОЙ ГРУПП“ и ГБУ „Жилищник района Лефортово“». Третий пункт — что считать нарушениями. Александра Сергеевна рассказала, что данный вопрос как нельзя лучше разъяснила префектура ЮВАО в своем письме от 5 октября 2018 года, переведя, по сути, нормы постановления правительства № 354 на понятный всем язык. «Определить нарушения не просто, а очень просто», — говорит Александра Андреева. — «Имеется акт ввода прибора в эксплуатацию, который подписывают три стороны: организация, установившая счетчик, управляющая компания и сам собственник. И стоять на приборе должны ровно те пломбы, которые в этом акте указаны. Подписывая акт, управляющая компания подтверждает, что счетчик установлен правильно. В такой комплектации он может работать как прибор учета. Все изменения законодательства, которые произошли после этого, все фантазии „Жилищника“ насчет опломбировки обратных фильтров — забудьте. Управляющая организация подписала акт ввода прибора в эксплуатацию с определенным набором пломб, значит, она согласилась с тем, что этих пломб достаточно». А дальше, по мнению Александры Андреевой, логика крайне проста. Если те пломбы, которые указаны в акте ввода прибора в эксплуатацию, отсутствуют, то управляющая компания имеет право заявить, что прибор неисправен и требовать, чтобы эти пломбы были установлены за счет собственника. Все остальные пломбы она может установить исключительно за свой счет. И — главное. «Не собственник должен искать акт ввода в эксплуатацию среди залежей бумаг времен очаковских и покоренья Крыма», — продолжает Александра Сергеевна. — «Его оригинал обязана представить управляющая компания. И если она хочет отключить счетчик за якобы имеющиеся нарушения в его работе, то должна доказать, что эти нарушения имеются. Как? Предъявить акт, в котором зафиксировано, что на счетчике установлена пломба с номером. И если в ходе проверки выясняется, что этой пломбы нет, только тогда собственник будет должен оплатить новую опломбировку». Итак, можно предположить, что действия компании «МИК СТРОЙ ГРУПП» в противоестественном симбиозе с ГБУ «Жилищник района Лефортово» имели мало общего с описанными выше нормами постановления правительства РФ № 354. Сколько денег осело в карманах при помощи этой странной схемы — не будем даже гадать (мы же помним, что, по словам Александры Андреевой, сотрудники «МИК СТРОЙ ГРУПП» просочились в сотни квартир, и порядка 80 процентов жителей согласились оплатить новую опломбировку счетчиков на месте). Депутаты Александра Андреева и Павел Тарасов начали, что называется, бить в набат. Они проводили встречи с жильцами домов, где побывали предприимчивые ревизоры, после чего публиковали разъяснительную информацию в социальных сетях. Были направлены обращения в различные инстанции: префектуру ЮВАО Москвы, прокуратуру, Мосжилинспекцию. Для жителей депутаты подготовили заявления в ГБУ «Жилищник района Лефортово», в которых со ссылками на нормы закона содержатся требования вернуть возможность передавать показания ИПУ. «Скандал получил широкий общественный резонанс», — говорит Александра Андреева. — «И на встрече с жителями района 5 сентября глава управы заявил, что договор между „МИК СТРОЙ ГРУПП“ и ГБУ „Жилищник района Лефортово“ будет расторгнут». Префектура ЮВАО в своем ответе от 5 октября 2018 года сообщила следующее: «в связи с многочисленными жалобами граждан на действия ООО „МИК “, не связанные с исполнением договорных обязательств, и нарушение условий выполнения договора, договорные отношения с указанной организацией были расторгнуты. В настоящее время ООО „МИК “ не имеет законных оснований для осмотра индивидуальных приборов учета в помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении ГБУ „Жилищник района Лефортово“». Что делать тем, кому была заблокирована возможность передачи показаний счетчиков? Все просто: нужно заполнить заявления, подготовленные депутатами, и отнести их в ГБУ «Жилищник района Лефортово», после чего опция вновь будет включена. Можно ли расценивать это как победу? С одной стороны — да. Но, с другой стороны, остается огромное количество людей, отдавших весьма чувствительные суммы предприимчивым ревизорам. «Я считаю, что оставлять эту ситуацию без последствий нельзя», — уверена Александра Андреева. — «По моему мнению, подобные действия компании „МИК СТРОЙ ГРУПП“ содержат признаки мошенничества, поэтому в ближайшее время я направлю соответствующие обращения в Следственный комитет, УМВД и прокуратуру. Но ключевой момент здесь вот какой: пострадавшими в данном случае являются жители, заплатившие мзду сотрудникам „МИК СТРОЙ ГРУПП“, и писать соответствующие заявления в правоохранительные органы должны именно они. Ну, а мы с коллегой, депутатом Павлом Тарасовым, готовы оказать людям помощь в этом вопросе». В общем, все как обычно: исход дела будет зависеть от активности граждан… По информации Александры Андреевой, компания «МИК СТРОЙ ГРУПП» работает не только в Лефортово, но и в других районах Москвы. Так что — продолжение следует. Алексей Нилов